Olga_Mitireva_colour

Слушания в Комитете по делам молодежи и женщин ГД РФ

Меня пригласили принять участие в круглом столе в Комитете ГД по делам молодежи и женщин на тему социального патроната, который пройдет 20 сентября. Эту новую форму работы с семьями в кризисной ситуации собираются ввести с января 2013 года.

Статья 8.2. Социальный патронат

1. Социальный патронат устанавливается органом опеки и попечительства в случае, если по результатам обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего, проведенного органом опеки и попечительства в порядке, предусмотренном статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, установлено, что родители или иные законные представители несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение, и при этом отсутствуют достаточные основания для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав.

2. В случае письменного обращения родителей (одного из них) или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также письменного обращения несовершеннолетнего, достигшего десятилетнего возраста, об установлении социального патроната, обследование условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, проводится органом опеки и попечительства с их согласия. Результаты обследования указываются в акте обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.

3. При выявлении по результатам обследования оснований для установления социального патроната, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, орган опеки и попечительства издает акт об установлении социального патроната, осуществляемого органом опеки и попечительства в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении, и утверждении плана организации социального патроната.
Социальный патронат в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении, устанавливается органом опеки и попечительства с письменного согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего и с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего десятилетнего возраста.
План организации социального патроната составляется органом опеки и попечительства индивидуально с учетом особенностей семьи и степени социальной опасности положения, в котором находится семья, в отношении которой установлен социальный патронат.
К составлению плана организации социального патроната органом опеки и попечительства привлекаются образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
План организации социального патроната включает мероприятия, направленные на обеспечение надлежащих условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего в семье, безопасности несовершеннолетнего, ухода за несовершеннолетним, оказание социально-педагогической, медико-психологической помощи семье, помощи родителям или иным законным представителям несовершеннолетнего в его воспитании и обучении, а также иные мероприятия, в том числе реабилитационные, обеспечивающие осуществление работы с семьей в соответствии с выявленными проблемами развития несовершеннолетнего и потребностями семьи.
План организации социального патроната включает срок осуществления социального патроната и порядок мониторинга его исполнения. Непрерывный срок осуществления социального патроната не может составлять более двух лет.
В случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, мероприятия, предусмотренные планом организации социального патроната, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. При рассмотрении судом дел об ограничении или лишении родительских прав в случае, если не установлены достаточные основания для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав, суд вправе в интересах несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, вынести решение об установлении социального патроната. В этом случае обследование условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, не проводится. Орган опеки и попечительства издает акт об установлении социального патроната, осуществляемого органом опеки и попечительства в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении, и утверждении плана организации социального патроната в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи.

5. В случае сохранения обстоятельств, послуживших основанием для установления социального патроната, орган опеки и попечительства может принять решение о повторном установлении в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении, социального патроната.
В случае возникновения достаточных оснований для лишения или ограничения родителей (одного из них) родительских прав во время осуществления социального патроната или по завершении установленного срока его осуществления орган опеки и попечительства обязан предъявить иск в суд о лишении родителей (одного из них) родительских прав либо об ограничении их (его) в родительских правах.

6. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные основания для установления в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении, социального патроната.
7. Положение о социальном патронате, включающее порядок проведения обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего, форму акта о результатах такого обследования, порядок и сроки составления плана организации социального патроната и его реализации, утверждается Правительством Российской Федерации.

Мои первые и самые общие впечатления от нововведения довольно точно описаны в статье Андрея Сучилина "Проблемным семьям навяжут патронат", которую - за некоторыми изъятиями - привожу в отдельном посте. Но если говорить о своем собственном мнении, то мои личные "вопросы" к социальному патронату можно разделить на две группы:

1. Социальный патронат как правовой институт.

Судя по всему, социальный патронат задуман как промежуточная стадия между профилактической работой с семьей согласно
ФЗ РФ "О профилактике безнадзорности" и ограничением/лишением родителей прав, когда такая профилактическая работа результатов не дала.

Согласно
ФЗ РФ "О профилактике безнадзорности" органы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних уже «проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними» (ст. 5 ФЗ). Однако, если профилактическая работа результатов не дала, то следующим шагом становится изъятие ребенка из семьи и подача иска о лишении или ограничении родителей в правах.

Судя по законопроекту, социальный патронат вступает в действие в тот период, когда формальных оснований для изъятия ребенка еще нет, но уже есть препятствия к его "нормальному развитию" в рамках данной семьи. Изъятия ребенка не происходит, но органы опеки составляют "план мероприятий" в отношении проблемной семьи и в течение длительного срока (максимум 2 лет, хотя орган опеки может его и продлить) родители оказываются заметно ограничены в выборе форм воспитания и обучения своего ребенка.

Подразумевается, что в рамках действующего ФЗ РФ "О профилактике безнадзорности" такого плана спасения биологической семьи без изъятия ребенка составить невозможно. Но так ли это?

В пояснительной записке приводятся две основные причины для появления социального патроната:

Во-первых, авторы утверждают, что
ФЗ РФ "О профилактике безнадзорности" не позволяет органам опеки подключаться к реабилитации проблемной семьи без изъятия ребенка из семьи.

Это утверждение не соответствует тексту закона: согласно ст. 5
ФЗ РФ "О профилактике безнадзорности" органы профилактики безнадзорности (куда входят и органы опеки) «проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними». В ст. 16 ФЗ РФ "О профилактике безнадзорности" уточняется, что если речь идет об индивидуальной профилактической работы непосредственно с несовершеннолетними (т.е. в обход согласия и мнения их родителей), то органы опеки могут проводить такую работу только в отношении сирот или тех, кто остался без попечения родителей или иных законных представителей. Мне кажется, это вполне логичное ограничение. Если социальный патронат задумывается как мера добровольная, как план мероприятий, одобряемый родителями, то ФЗ РФ "О профилактике безнадзорности" полностью поддерживает этот порядок вещей.

Можно было бы лишь добавить, что составление того самого рекомендательного плана «мероприятий, направленных на обеспечение надлежащих условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего в семье, безопасности несовершеннолетнего, ухода за несовершеннолетним, оказание социально-педагогической, медико-психологической помощи семье, помощи родителям или иным законным представителям несовершеннолетнего в его воспитании и обучении, а также иные мероприятия, в том числе реабилитационные, обеспечивающие осуществление работы с семьей в соответствии с выявленными проблемами развития несовершеннолетнего и потребностями семьи», который предполагается в рамках социального патроната - это не компетенция, не право органов опеки, а их обязанность, а может быть, и необходимое предварительное условие изъятия ребенка из семьи и передача дела в суд на лишение прав.

Во-вторых, согласно пояснительной записке «отличие социального патроната от деятельности, которую ведут в настоящее время учреждения органов социальной защиты населения, состоит в том, что не ребенок "механически" перемещается в учреждение, в которое он помещается под надзор, а специалисты, в помощи которых нуждается ребенок или его родители, получают право и возможность при наличии решения органа опеки и попечительства о необходимости назначения социального патроната проводить реабилитационную работу с проблемной семьей с целью изменения ситуации и предотвращения изъятия из нее ребенка».

Это утверждение не совсем соответствует содержанию действующего закона. В большинстве случаев ФЗ РФ "О профилактике безнадзорности" прямо указывает, что помощь того или иного учреждения предоставляется по запросу, в том числе, и родителей ребенка. Если же на практике это не так – из-за дефицита ли специалистов, или из-за неосведомленности родителей, - то, мне кажется, работать надо именно с этими практическими проблемами, а не добавлять новые институты. Ведь в систему органов профилактики безнадзорности (а значит, и работы с семьями в кризисном положении) входят те же «образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что будут "рекрутированы" на работу в рамках социальный патронат. И уже сейчас все эти организации формально обладают полномочиями и навыками, достаточными для реабилитации биологической семьи. А если внутри этой системы есть проблемы (а они есть), решать их надо до введения более сложных форм работы с семьей в кризисе.

Например, органы социальной защиты организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними; контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации,.. а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений; внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.

Территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания предоставляют выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации; принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи.
Органы управления образованием создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.

Общеобразовательные учреждения общего образования оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования; выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей.

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.

Социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости, осуществления информационно-просветительных и иных мер; разрабатывают и реализуют в пределах своей компетенции программы социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и защиты их социально-правовых интересов.

2. Социальный патронат как явление практической действительности.

За внушительным термином «органы опеки и попечительства» стоят конкретные люди, большинство из которых испытывают недостаток педагогического или психологического образования, а также профессиональной подготовки. Бывают, конечно, редкие, почти уникальные случаи, когда самообразование, консультации с "внешними" специалистами (на мой сайт
www.adoptlaw.ru иногда приходят вопросы и от сотрудников социальных служб, и это одни из самых приятных моментов!) помогают сотрудникам опеки восполнить эти проблемы, но все-таки это единичные личные инициативы, а подавляющее большинство «специалистов по семейному устройству» приходит в эту область из совершенно не связанных с педагогикой или психологией сфер.

Например, профессиональный багаж бывшего руководителя ДЭЗа или бухгалтера – какими бы ценным он ни казался на прошлом месте работы, - никак не добавит умений и знаний в области реабилитации и семейного устройства детей-сирот, сопровождения приемных семей или профилактической работы с проблемными биологическими семьями, включая составления программ реабилитации. Высокие личные качества при невежестве в вопросах защиты семьи и детства не спасут; они могут быть лишь залогом того, что при соответствующей обязательно подготовке, аттестации, повышении квалификации данный сотрудник станет не просто знающим, но и доброжелательным специалистом.

Аналогично и в отношении тех образовательных, медицинских и социальных организаций, которые в рамках социального патроната должны проводить «мероприятия, направленные на обеспечение надлежащих условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего в семье, безопасности несовершеннолетнего, ухода за несовершеннолетним, оказание социально-педагогической, медико-психологической помощи семье, помощи родителям или иным законным представителям несовершеннолетнего в его воспитании и обучении». На мой взгляд, сегодня в стране не сложилась развитая сеть адекватных и современных центров реабилитации семьи, специалисты которых были бы открыты новым знаниям, периодически обменивались опытом, составляли крепкое профессиональное сообщество... Физически, конечно, есть строения с соответствующими вывесками, но вот профессиональная подготовка тех, кто в них работают, слишком далека от ожидаемого (авторами законопроекта) уровня.

Многомиллионной стране на огромной территории необходима ясная и единая система подготовки, тестирования (типа ЕГЭ), переаттестации, повышения квалификации для сотрудников органов опеки, социальных служб, руководителей детских домов. На мой взгляд, тот уровень вмешательства во внутренний уклад родной семьи, какой предполагает социальный патронат (напомню, что социальный патронат распространяется на те семьи, в отношении которых нет оснований для ограничения или лишения родительских прав – т.е. формально благополучных) возможен только при двух условиях: (а) эту программу и составляют, и претворяют в жизнь исключительно профессионалы – что подтверждается конкретными аттестациями, экзаменами, квалификациями, и (б) программа реабилитации в рамках социального патроната носит исключительно рекомендательный характер для семьи.


Резюме

Я убеждена, что повышенные полномочия должны неизменно сопровождаться повышенной ответственностью, в т.ч. и профессиональной. А пока складывается впечатление, что у сотрудников органов опеки в основном права (и объем их растет), а вот все обязанности – в т.ч. по прохождению школы приемных родителей, предоставлению отчетности и пр. – у замещающих семей… Это неправильный, несправедливый перекос.

Получается вот что:

Можно сказать, что на сегодняшний день - судя по крайне неудовлетворительной интеграции выпускников детских домов во взрослую жизнь, невысокому числу детей, усыновляемых в школьном возрасте, и небольшому количеству профессиональных принимающих семей (по сравнению с "профессиональными" детдомами) - государство с реабилитацией и воспитанием детей, уже изъятых из биосемей, а также с их семейным устройством (и удержанием в принимающей семье, если у ребенка выявляются серьезные поведенческие и психологические проблемы), не справляется. И тем не менее возникает инициатива «патронировать» теперь еще и биологические семьи, которые формально если и не совсем благополучны, но все еще в пределах нормы. При этом никаких новых или реформированных инструментов работы с такими семьями и их детьми не предлагается...

У идеи социального патроната есть два важных и правильных посыла: (1) необходим комплекс мер по реабилитации биологической семьи – т.е. план действий, включающий нескольких специалистов и рассчитанный на долгосрочную помощь; и (2) за составление и реализацию такого плана должен отвечать какой-то один орган-коммуникатор, в данном случае органы опеки.

НО! У социального патроната в том виде, в каком он предложен сейчас, есть и ряд серьезных минусов, которые перечеркивают положительную задумку. Во-первых, никак не решена проблема кадров, которая «отравляла» и продолжает «отравлять» исполнение уже принятых законов. Во-вторых, введение социального патроната обставлено такими условиями и процедурами, что идея добровольной и доброжелательной помощи для проблемной семьи практически нивелирована.

Основания для установления социального патроната крайне размыты. Легко представить, что кандидатами на социальный патронат могут оказаться просто не совсем обычные семьи: например, сыроедов или вегетарианцев, приверженцев экзотических религий, оппозиционных активистов. Более того, субъекты РФ могут эти основания и расширить (представим себе, что может быть истолковано как «препятствующее нормальному развитию ребенка» в республиках Северного Кавказа, например).

Фантастически звучит норма, что с просьбой установить социальный патронат могут обратиться сами родители или ребенок, начиная с 10 лет. Думаю. в большинстве случаев такие обращения будут результатом давления на родителей или на ребенка со стороны тех же органов опеки.

Не очень понятен смысл акта об установлении социального патроната – зачем этот документ, что он и кому доказывает? Неспособность семьи растить ребенка без помощи? Близость лишения прав? Считаю, что этот бюрократический акт перечеркивает идею патроната как совместной помощи. Достаточен внутренний и полностью рекомендательный документ – план организации социального патроната.

План организации социального патроната составляется органом опеки и попечительства без участия родителей (!), хотя к его составлению привлекаются образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальный патронат в том крайне бюрократизированном и унизительном для родителей виде, как он задуман сейчас, может продлеваться фактически бесконечное число раз.

Учитывая уровень подготовки специалистов в области семейного устройства, мы к социальному патронату еще не готовы, и самое правильно - положить этот закон на полку. Если по процедурным соображениям поворот назад уже не возможен, то небходимо отложить вступление этого закона в силу на 4-5 лет. И за этот срок решить задачу аттестации кадров; ежегодных курсов повышения квалификации с обязательной проверкой знаний; уточнения смежных норм законодательства; а еще обеспечить право всех желающих на доступ к бесплатной психологической и педагогической помощи не только на словах (точнее, в буквах закона), но и на деле; наладить постоянное информирование родителей о такой добровольной и доброжелательной помощи через школы, органы опеки, соцзащиты.