Olga_Mitireva_colour

Программа преодоления социального сиротства в России - Часть II

Итак, в Части I был краткий рассказ о Программе в виде (относительно) короткого видео-ролика. Теперь поподробнее и в картинках + текст.

Как я писала ранее, я считаю необходимым разделить воспитанников организаций для детей-сирот на 4 категории, у каждой из которых свои особенности и задачи и, соответственно, свой путь к семейным условиям воспитания. Схематично эти категории можно представить так:


Programme_schema

Каждая из стрелок обозначает особый путь решения проблемы семейного воспитания для данной категории детей.

В этом посте хочу поговорить подробнее (а) о воспитанниках "обычных" детдомов старшего возраста и/или с братьями и сестрами, чьи шансы на усыновление или родственную опеку невелики, и (б) о воспитанниках коррекционных детдомов, в отношении которых независимая экспертиза сняла или облегчила диагнозы, требовавшие нахождения в коррекционном стационаре, но которые нуждаются в реабилитации и восполнении педагогической запущенности. Это правый верхний и нижний сектора большого круга.


Текст ниже - но с ссылками на источники, выдержками из статей и другими интересными дополнениями - вы можете почитать в разделе "Программа" на www.namporadomoi.ru. Там же внизу есть кнопка "Голосование", чтобы высказать свое мнение о Программе. Более развернутое мнение очень приветствуется или в комментариях к этому посту ЖЖ (facebook, к сожалению, к вдумчивым дискуссиям мало приспособлен) или в разделе "Вопросы" на www.namporadomoi.ru. Итак...

Как обеспечить семейное воспитание для этой категории детей?

Даже если шансы ребенка на быстрое усыновление или родственную опеку невысоки (из-за возраста, отсутствия правового статуса на усыновление или заметных проблем со здоровьем), это не значит, что единственным вариантом воспитания остается организация для детей-сирот интернатного типа, т.е. фактически закрытое для внешнего мира учреждение с круглосуточным режимом пребывания воспитанников, которое в принципе не способно подготовить ребенка ни к успешной интеграции в приемную семью, ни к плодотворной и успешной жизни в зрелом возрасте.

Дети, временно или постоянно утратившие родительское попечение, и еще на нашедшие постоянной замещающей семьи, должны воспитываться исключительно на семейно-профессиональных формах воспитания: в семейно-воспитательной группе внутри учреждения, на патронате, в семейном детском доме или в детской деревне SOS.

Ситуация с семейно-профессиональными формами воспитания на конец 2014 года

Семейно-воспитательные группы внутри организации для детей-сирот

Первые эксперименты по реформированию интернатных учреждений были начаты в России еще в середине 90х годов. Условия, которые создавались в домах ребенка в рамках первых экспериментов, были очень близки к условиям недавно принятого Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481. Эксперимент проводился в домах ребенка Санкт-Петербурга, Новосибирска и Красноярска, и в каждом доме ребенка результаты были одинаково впечатляющими:

- Дети, которые находились в модернизированном доме ребенка, показывали улучшение развития уже спустя три-четыре месяца после того, как они начали жить в новых условиях. В реформированном доме ребенка резко вырос по сравнению с базовой линией (базовой линией в данном случае называют обычный дом ребенка) уровень психического развития детей, резко увеличились росто-весовые характеристики, повысился иммунитет (на 15% снизилась заболеваемость ОРВИ). С воспитанниками модернизированного дома ребенка происходило то же самое, что при попадании детей из учреждений в семью: уже в первый месяц жизни в новых условиях ребенок резко набирал вес и рост, а в течение года доходил до уровня «домашних» сверстников.
- Был зафиксирован и другой важный результат: у детей, которые вышли из реформированного дома ребенка, заметно сгладились нарушения поведения, которые мешали прижиться в приемной семье. Получается, что ребенок-сирота переносил положительный опыт общения с близкими взрослыми в доме ребенка в приемную семью и поэтому лучше в ней адаптировался. В результате, за несколько лет эксперимента ни один ребенок из приемной семьи обратно в детский дом не вернулся.

- Также, во всех домах ребенка – участниках эксперимента сотрудники отмечали, что наиболее отзывчивыми к реформе оказались дети с инвалидностью, дети из т.н. группы тяжелого риска. Они быстрее других детей стали реагировать на взрослых, проявлять эмоции и общаться. Это свидетельствует о том, что такие дети наиболее ущемлены в домах ребенка, но как только создаются условия, когда у детей с особыми потребностями есть возможность общаться с близким взрослым и со сверстниками, обеспечивается индивидуальный подход, такие дети дают потрясающий результат.


Эксперимент убедительно доказал: только максимальное приближение условий воспитания к семейным дает ребенку любого возраста и практически любого состояния здоровья шанс на развитие всех способностей и на успешную интеграцию в зрелом возрасте.

Тем не менее, обязательный переход к семейным воспитательным группам внутри организации для детей-сирот начнется только с 1 сентября 2015 года, т.е. почти через 20 лет после эксперимента (готовность к этой реформе тоже вызывает большие сомнения). С осени 2013 года действовали Рекомендации по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечению этих организаций к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Письмом Минобразования и науки РФ от 18.06.2013 № ИР-590/07. В подавляющем большинстве организаций для детей-сирот интернатного типа эти рекомендации были проигнорированы.

Патронатное воспитание

С 1994 по 2008 годы на базе детского дома № 19 г. Москвы проходил уникальный эксперимент по перепрофилированию интернатного учреждения в службу патронатного воспитания и сопровождения. Эксперимент оказался крайне успешен: 95% воспитанников детского дома № 19 г. Москвы были устроены в патронатные семьи или возвращены кровным родителям (после того, как родители прошли реабилитацию), а сам детский дом превратился в центр, который занимался не только устройством детей-сирот в патронатные семьи (на постоянный срок или на время реабилитации семьи кровной), но и сопровождением патронатных родителей, а также профилактикой распада родной семьи. Новая модель оказалась выгодной и в экономическом плане: под одной крышей были собраны все необходимые для помощи ребенку и семье службы, а расходы на содержание ребенка в патронатной семье были значительно ниже расходов на содержание интерната с тем же количеством воспитанников. Детский дом № 19 г. Москвы стал источником методической поддержки патронатных учреждений и в других субъектах РФ.

«Легализация» патроната на федеральном уровне – которую ожидали в 2008 году - могла бы дать мощный толчок реформированию всей системы интернатных учреждений России. Для детей-сирот это означало бы бесценный опыт семейного воспитания (ведь патронатная семья – такая же семья, как и любая другая, но лишь более подготовленная к трудностям в воспитании ребенка-сироты с тяжелым прошлым), а для России – несколько десятков тысяч самостоятельных и самодостаточных граждан, а также существенную экономию бюджетных средств.
Однако, ожидания не оправдались. Вместо федерального закона о патронат был принят Федеральный закон РФ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

А патронат остался альтернативной формой семейного воспитания детей-сирот, который может быть введен законом субъекта РФ, а может никогда и не возникнуть на территории конкретного региона. Отдельные субъекты РФ принимают собственные акты о патронате, например, в г. Москве действует Закон г. Москвы от 14 апреля 2010 года № 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве", на базе которого отдельные патронатные службы принимают собственные правила.

Детские деревни SOS

Как сообщается на официальном сайте организации, первая российская Детская деревня-SOS в Томилино начала свою работу в 1996 году. С тех пор были построены шесть Детских деревень-SOS (в Томилино под Москвой, в Пушкине под Санкт-Петербургом, в Лаврово в Орловской области, в Кандалакше в Мурманской области, Пскове и Вологде). В четырех регионах России (Московская область, Санкт-Петербург, Орловская область и Мурманская область) работают шесть Домов молодежи, в которых выпускники-SOS проходят подготовку ко взрослой жизни.

В общей сложности в Детских деревнях SOS живут более 400 детей, что составляет менее 0.5% от тех 88 735 детей-сирот, которые, согласно официальной статистике, остались воспитываться в детских домах на конец 2013 года.

Семейные детские дома

К сожалению, несмотря на то, что семейные детские дома были узаконены Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 195 "О детском доме семейного типа" еще весной 2001 года, эта форма устройства детей-сирот в России практически не существует. По официальной статистике, из 68 770 детей-сирот, выявленных в 2013 году, только трое (!) были переданы на воспитание в семейные детские дома. В 2012 году в семейные детские дома было передано 28 детей, в 2011 году - 37, в 2010 году - 121 ребенок.

Почему не получилось ни реформировать детдома-интернаты,
ни развить семейно-профессиональные формы?

По мнению автора сайта, отказ от общефедеральной реформы интернатных учреждений носит совершенно сознательный характер. Он объясняется желанием федеральных и местных чиновников сохранить полномочия по распоряжению обильными бюджетами детских домов.

На сегодняшний день средний уровень расходов на содержание одного ребенка-сироты в организации для детей-сирот (без учета капитальных расходов и надбавок на педагогическую поддержку, если у ребенка диагностированы задержки в развитии) составляет 50,000-70,000 рублей в месяц. В отдельных регионах (например, в г. Москве) он может достигать 125,000 рублей в месяц.

Напротив, расходы на семейные формы воспитания ребенка-сироты значительно ниже:

- Патронатное воспитание – согласно методическому пособию, опубликованному в 2004 году патронатной службой детского дома № 19 г. Москвы в рамках Федеральной программы развития образования, содержание служб патронатного воспитания и сопровождения, включая выплаты патронатным семьям, обходится на 37% ниже, чем содержание интернатных учреждений (стр. 40 пособия). При этом расходы по собственно перепрофилированию интернатных учреждения составили бы лишь 3% от суммы экономии уже в первый год реформы (стр. 84).
- Детские деревни SOS – расходы на содержание одного ребенка-сироты в детской деревне SOS составляют 40,000 рублей в месяц, включая капитальные расходы.
- Семейные детские дома – расходы на содержание одного ребенка-сироты в семейном детском доме составляют от 11,000 до 40,000 рублей в месяц (выплаты на содержание ребенка, которые колеблются в пределах от 6,000 до 25,000 рублей в месяц в зависимости от региона, плюс вознаграждение родителей-воспитателей в размере 5,000 - 15,000 рублей в месяц).

На первый взгляд, экономическая выгода реформирования очевидна. Однако средствами, выделяемыми на содержание воспитанников детских домов, практически бесконтрольно распоряжается администрация детского учреждения «в связке» с чиновниками департаментов или министерств образования или соцзащиты субъектов РФ (в зависимости от того, на какой именно орган исполнительной власти субъекта РФ возложены полномочия органа опеки и попечительства). Напротив, относительно небольшими (по сравнению с тратами на содержание детских домов интернатного типа) средствами, выплачиваемыми на содержание ребенка в замещающей семье, распоряжаются сами родители – в интересах своего подопечного и с обязательным отчетом перед органами опеки и попечительства.


Реформа привела бы к тому, что значительное количество чиновников оказалось бы отрезано от «финансовых потоков» по содержанию «обычных» детдомов. Именно этот конфликт интересов, скорее всего, и стал причиной провала реформы интернатных учреждений:

Например, по отзывам специалистов, стоявших у истоков патроната, отказ от легализации патроната как общефедеральной формы семейного воспитания через принятие соответствующего федерального закона в 2008 году (вместо него был принят Федеральный закон РФ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве») явился результатом сознательного саботажа на уровне федеральных министерств (к сожалению, более подробных сведений автор не получила).

Видимо, по той же причине детские деревни SOS остались экзотическим исключением, нежели преобладающей формой воспитания детей, для которых не нашлось усыновителей или опекунов.

Небольшой успех семейных детских домов объясняется тем, что порядок их создания ставит родителей-инициаторов в абсолютную зависимость от воли и желания местных чиновников и администрации детских домов:

Во-первых, детский дом семейного типа может существовать только в организационно-правовой форме воспитательного учреждения, которое создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Получается, что порядок создания семейного детского дома разрешительный, а не уведомительный. После учреждения семейного детского дома конкретные супруги – инициаторы его создания – становятся «просто» воспитателями по трудовому договору.

Во-вторых, передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется только с согласия администрации организации для детей-сирот, где он воспитывается до перехода в семейный детский дом, что также создает возможности для злоупотреблений теперь уже со стороны администрации «обычных» детских домов – естественных «конкурентов» семейных детских домов.

Свой вклад в сохранение интернатной системы внесло и преобладающее в российском обществе и даже среди экспертов мнение, что искать решение проблемы социального сиротства следует главным образом в усыновлении и родственной опеке.

Однако, как показывает официальная статистика, в 2013 году чуть более 42 000 детей-сирот нашли именно усыновителей или безвозмездных опекунов (обычно это опекуны из числа родственников). При этом на конец того же года в детских домах осталось еще почти 89 000 детей. Это означает, что для того, чтобы обеспечить семейное устройство всех детей-сирот именно в форме усыновления или родственной опеки (без учета возможных возвратов), количество кандидатов в усыновители или безвозмездные опекуны должно увеличиться вдвое.

Если говорить о причинах этого явления с точки зрения общественного сознания, то, на по мнению автора сайта, многое объясняется следующими заблуждениями (о них подробнее в отдельном посте):
«В нормальном детдоме ребенку хорошо» – а значит, нет смысла целенаправленно реформировать организации для детей-сирот интернатного типа.
«Любовью можно исправить все» - а значит, нет никакой ценности в профессиональной подготовке замещающих семей и нет необходимости сопровождать усыновителей и опекунов после устройства ребенка в семью (ведь хорошие люди справятся одной любовью, т.е. сами – а «плохие» родители пусть отдают ребенка обратно).
«Воспитывать детей за деньги – аморально» - а значит, нам не нужны патронатные родители или детские деревни SOS.


Как можно исправить ситуацию?

Необходимо лишь одно: политическое решение о повсеместной реформе организаций для детей-сирот интернатного типа по следующим одновременным направлениям:

(1) общефедеральная программа перепрофилирования интернатных учреждений в центры патронатного воспитания и сопровождения (включая выделение служебного жилья для патронатных родителей-воспитателей, готовых принять в семью несколько детей-сирот, включая детей с особыми потребностями);

(2) общефедеральная программа развития детских деревень SOS;

(3) развитие статистических исследований в области постинтернатного существования детей-сирот для лучшего мониторинга и состояния нынешней системы, и результатов ее реформирования (на сегодняшний день даже в лаконичной официальной статистике по семейному устройству детей-сирот в России много пробелов и неточностей).

Спасибо за внимание! Об остальных трех категориях нынешних или будущих воспитанников детдомов я напишу в отдельных постах или вы можете почитать о них сами в разделе "Программа" на www.namporadomoi.ru.