Olga_Mitireva_colour

Программа преодоления социального сиротства в России - Часть III

В Части I был краткий рассказ о Программе в виде (относительно) короткого видео-ролика.

В Части II мы говорили подробно о воспитанниках "обычных" детдомов старшего возраста и воспитанников коррекционных детдомов, чьи диагнозы после перепроверки не подтвердились.

В этом посте хочу поговорить о воспитанниках "обычных" детдомов младшего возраста и относительно здоровых, без старших братьев и сестер, чьи шансы на усыновление или родственную опеку достаточно велики. Это верхний левый сектор большого круга.


Считаю необходимым разделить воспитанников организаций для детей-сирот на 4 категории, у каждой из которых свои особенности и задачи и, соответственно, свой путь к семейным условиям воспитания. Схематично эти категории можно представить так:

Programme_schema

Каждая из стрелок обозначает особый путь решения проблемы семейного воспитания для данной категории детей.
Текст ниже - но с ссылками на источники, выдержками из статей и другими интересными дополнениями - вы можете почитать в разделе "Программа" на www.namporadomoi.ru. Там же внизу есть кнопка "Голосование", чтобы высказать свое мнение о Программе. Более развернутое мнение очень приветствуется или в комментариях к этому посту ЖЖ (facebook, к сожалению, к вдумчивым дискуссиям мало приспособлен) или в разделе "Вопросы" на www.namporadomoi.ru. Итак...

Как обеспечить семейное воспитание для этой категории детей?

У относительно здоровых малышей дошкольного возраста, утративших родительское попечение в первые годы жизни, шансы на усыновление и родственную опеку довольно высоки, но реализовать их в максимальном объеме можно только при следующих условиях:

Сразу после выявления - и на все время подбора усыновителей или опекунов - ребенок передается на семейно-профессиональные формы воспитания. Это могут быть семейно-воспитательные группы внутри организации для детей-сирот, семейные детские дома, патронатные семьи, детские деревни SOS. Профессиональная приемная семья обеспечена поддержкой специалистов в области педагогики, психологии и реабилитации детей-сирот на всем протяжении воспитания ребенка. Это означает, что ребенок-сирота в такой семье получает не только эмоциональное тепло и заботу, но и возможность преодолеть последствия жестокого обращения или запущенности в ранние годы жизни - а значит, шанс на успешную интеграцию в постоянную семью после усыновления или передачи под родственную опеку.

Активный и творческий поиск усыновителей и опекунов среди родственников ребенка и третьих лиц силами сотрудников органов опеки и попечительства.

Адекватное, регулярное и доступное психологическое и медицинское сопровождение усыновителей и опекунов после устройства ребенка, даже младшего возраста. Это сопровождение может быть предоставлено, в том числе, специалистами службы патронатного воспитания и сопровождения.

Возможность подбора и знакомства биосемьи с будущими усыновителями до рождения ребенка (т.н. «запланированное усыновление»).
Заблаговременный подбор усыновителей наиболее актуален либо (а) при незапланированной беременности девочки-подростка из относительно благополучной семьи (характерная история такого рода легла в основу канадско-американского фильма 2007 года «Джуно» - «Juno», 2007), либо (б) для матерей старшего возраста, обремененных заботой о старших детях и других членах, для которых беременность и уход за новорожденным означает критическое снижение доходов всей семьи. У запланированных усыновлений есть важные положительные стороны:

- еще до рождения ребенок получает гарантии самой стабильной формы семейного устройства (в своих правах усыновленные дети полностью приравнены к своерожденным);
- у биоматери снимается стресс от неопределенности будущего, что благоприятно для здоровья малыша;
- усыновители получают возможность узнать об истории и состоянии здоровья биоматери;
- повышаются шансы на сохранение сведений и контакты ребенка с биосемьей в зрелом возрасте;
- растет чувство взаимовыручки и взаимодоверия в обществе в целом.

Почему «пробуксовывает» передача здоровых малышей на усыновление
или под родственную опеку?

Во-первых, нет ни образовательной программы, ни общественного или государственного заказа на специалистов в области психологии сиротства и семейной реабилитации детей, утративших родительское попечения. Подобной «кузницей кадров» могли бы выступить далеко не только педагогические и психологические ВУЗы, но прежде всего службы патронатного воспитания и сопровождения, где специалисты получают бесценный практический опыт помощи детям.

Во-вторых, к сотрудникам органов опеки фактически не предъявляется никаких профессиональных требований. До сих пор не разработан (хотя появление такого курса было назначено еще на январь 2014 года) хотя бы краткий курс семейного права, педагогики и детской психологии, аналогичный обязательному курсу подготовки для приемных родителей. В результате семейным устройством нескольких десятков или сотен детей на территории района или города занимается человек, не имеющий базовых юридических, педагогических и психологических знаний. Отсюда: ошибки при определении статуса ребенка на различные формы семейного устройства, существенные задержки и/или неправомерные отказы в передаче ребенка на семейное устройство, общая инертность из-за страха сделать неверный шаг.

В-третьих, не предусмотрено положительного стимулирования успешной работы местных органов опеки и попечительства по подбору именно постоянных семей для детей-сирот. Нередко основная работа волонтеров и общественных организаций заключается в том, чтобы поощрять местные органы власти на такие очевидные действия, как, например, регулярное обновление фотографий в банке данных детей-сирот; выпуск еженедельной передачи о воспитанниках детских учреждений, подлежащих семейному устройству; внедрение гостевого режима. При соответствующих стимулах местные органы власти проявляли бы больше инициативы и творчества без «подсказок» извне.

В-четвертых, совершенно не проработан механизм подбора усыновителей до рождения ребенка (т.н. «запланированные усыновления»). На данный момент алгоритм поиска замещающей семьи для новорожденного сироты таков: биоматери предлагается дать согласие на усыновление немедленно после рождения ребенка, ребенок тут же изымается в детскую больницу «на карантин», и биомать теряет всякую возможность участия в дальнейшей судьбе ребенка. При этом никакой гарантии, что ребенок будет быстро передан на усыновление, нет. Возможность передачи ребенка на усыновление конкретным кандидатам упомянута в п. 3 ст. 129 Семейного кодекса РФ. На практике попытки биоматери передать новорожденного конкретным, уже знакомым ей, усыновителям обычно встречают активный (порой агрессивный) отпор со стороны сотрудников органов опеки и попечительства. В итоге в тяжелой жизненной ситуации мать предпочитает оставить ребенка в роддоме с неопределенными шансами на усыновление, хотя в интересах ребенка был бы заблаговременный поиск новых родителей с помощью органов опеки и попечительства (и с учетом мнения биоматери) из числа уже поставленных на учет кандидатов.

В-пятых, в России не практикуется сопровождение усыновителей и опекунов после принятия ребенка в семью. При возникновении любых конфликтов или трудностей в процессе адаптации нередкой реакцией сотрудника органа опеки является или предложение вернуть ребенка в детское учреждение, или попытка запугать приемных родителей. Понимание, что после принятия ребенка семья неизбежно останется один на один со всеми педагогическими и психологическими проблемами ребенка, – одна из главных причин низких темпов усыновления и принятия под родственную опеку не только подросших детей и детей с минимальными физическими недостатками или педагогической запущенностью, но и относительно здоровых малышей. Одно механическое увеличение денежных выплат не решает проблемы, т.к. нет достаточного выбора квалифицированных специалистов по долгосрочному сопровождению принимающих семей (как частных, так и по программе ОМС).

Если говорить о причинах этих явлений с точки зрения общественного сознания, то, на мой взгляд, многое объясняется двумя мифами:

«В нормальном детском доме ребенку хорошо» - отсюда, например, невысокие ожидания к профессиональным навыкам сотрудников органов опеки по поиску замещающей семьи; и
«Любовью можно исправить все!» - отсюда отсутствие исследований в области психологии сиротства и нарушения привязанности, которые имеют значение именно для стабильного устройства ребенка в семью.

Как исправить ситуацию?

(1)       Реформирование организаций для детей-сирот интернатного типа в семейно-профессиональные формы воспитания: семейно-воспитательные группы внутри организации для детей-сирот, семейные детские дома, патронатные семьи, детские деревни SOS.

(2)       Подготовка специалистов (психологов, психиатров, логопедов, дефектологов) для реабилитации детей-сирот в целях подготовки на усыновление или опеку, а также для сопровождения принимающих семей на базе реформированных организаций для детей-сирот, включая службы патронатного воспитания и сопровождения:
- общефедеральная программа подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов по сопровождению замещающих семей, включая программу для ВУЗов по психологии сиротства, нарушению привязанности и т.д.;
- привлечение к сопровождению замещающих семей частных специалистов и негосударственных организаций путем компенсации их услуг за счет бюджетных средств (например, система «купонов» на определенное количество занятий с логопедом в месяц, по которым специалист сможет получить возмещение из фондов ОМС или ФОСС).

(3)       Обязательная общефедеральная программа подготовки и аттестации специалистов органов опеки и попечительства (с экзаменом, аналогичным ЕГЭ), а также регулярные курсы повышения квалификации и переаттестации этих специалистов.

(4)       Прямое бюджетное стимулирование субъектов РФ и/или органов местного самоуправления (в зависимости от того, какой уровень власти выполняет функции органов опеки и попечительства в данном регионе):

- премия-выплата в бюджет соответствующего уровня устанавливается за каждого ребенка, переданного либо на усыновление, либо под родственную опеку (дети, для которых не нашлись усыновители или опекуны из числа родственников, передаются на патронат в общем порядке);
в течение нескольких (не менее 3-5) лет после устройства ребенка в семью уполномоченный федеральный (т.е. независимый от местных властей) орган осуществляет независимый контроль за условиями проживания и воспитания ребенка;
- перечисление выплаты происходит по частям на протяжении всего испытательного срока и при условии, например, (а) нахождения ребенка в семье на протяжении всего этого срока и (б) положительных результатов мониторинга показателей смертности и/или увечий усыновленных или подопечных детей, их общего состояния здоровья, показателей психологического благополучия;
- премия-выплата устанавливается в существенном для местного бюджета размере, например, – годовой стоимости содержания ребенка в интернате;
- местный бюджет получает определенную свободу в выборе целей, на которые будет направлена премия-выплата: например, оговаривается, что половина выплаты может быть направлена исключительно на образовательные и социальные цели, а остальное – на полное усмотрение соответствующего бюджета.

(5)       Планомерный поиск усыновителей до рождения нежеланного ребенка:

- внесение изменений в Правила передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.03.2000 № 275, для подробного описания алгоритма подбора и знакомства биоматери с будущими усыновителями; подготовки ребенка для усыновления с т.з. правового статуса; возможно, отдельный учет (и соответствующая графа в анкете) тех кандидатов, которые готовы к такого рода контактам с биоматерью;
обязательное обучение сотрудников органов опеки и попечительства на эту тему, в т.ч. дистанционное;
- информационная подготовка сотрудников женских консультаций, поликлиник, гинекологических центров, для переадресации женщин, задумавшихся о передаче ребенка на усыновление, в органы опеки и попечительства по месту жительства матери для поиска будущей семьи, стенды в женских консультациях и т.п.; снятие негласного табу с этой темы;
социальная реклама типа: «Мы найдем новую семью вместе!», «Если ты не готова воспитывать своего ребенка, это не значит, что у него не может быть любящей семьи».

Спасибо за внимание! О еще двух категориях нынешних или будущих воспитанников детдомов я напишу в отдельных постах или вы можете почитать о них сами в разделе "Программа" на www.namporadomoi.ru.